Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию планирует на очередном заседании в октябре-ноябре 2013 года рассмотреть вопрос «О совершенствовании организации фундаментальных исследований в Российской Федерации и повышении эффективности деятельности государственных академий наук».

В целях более полного учета мнений представителей научно-образовательного сообщества при подготовке данного заседания Совет приглашает заинтересованных лиц и организации высказать свою точку зрения по нижеперечисленным вопросам развития отечественной фундаментальной науки и деятельности государственных академий.

Наиболее конструктивные мнения и предложения будут размещены на сайте Совета для открытого обсуждения и учтены при подготовке информационно-аналитических материалов к предстоящему заседанию Совета. 

Интерактивный проект по изучению мнения научно-образовательного сообщества будет осуществляться до 10 сентября 2013 года.

Будем признательны за сотрудничество.

Президиум Совета при
Президенте Российской Федерации
по науке и образованию

4

 Пути повышения эффективности деятельности госакадемий наук.

Вернуться к списку

Пых Юрий Александрович

Центр ИНЭНКО РАН, должность - Директор, доктор физ.-матем.наук

Ответ состоит из двух частей. Если разговор идет о повышении эффективности работы ученых в получении фундаментальных результатов, открытий или изобретений, то этот вопрос решается хорошо известным методом: создание творческого климата, достойная зарплата, престижность работы и т.д. Если разговор идет об использовании (внедрении, инновации) полученных результатов в развитии страны, то здесь существует большой международный опыт. Он основан, в первую очередь, на понимании того хорошо известного факта, что большинство ученых не обладают необходимыми деловыми качествами для внедрения своих же результатов.

Наиболее успешно, с моей точки зрения, работающая схема инноваций предложена в США в 1982 г. Это так называемая программа “Small Business Innovation Research (SBIR) Program” (Малый бизнес в инновационных исследованиях). В двух словах смысл этой программы заключается в следующем: под эгидой Правительства США на ежегодной конференции собираются (после отбора предварительных заявок) представители научных организаций США, которые считают, что у них есть научная разработка, допускающая, в дальнейшем, после некоторой доводки, внедрение в практику. В Конференции принимают участие почти все Министерства США и большинство ведущих частных компаний типа Боинг, Дженерал Электрик и т.д.

По сути дела эта Конференция является большим рынком, на котором свой товар предлагают ученые, а покупатели, если их что-то заинтересует, выделяют гранты для проведения «доводочных работ» в рамках специально создаваемых малых предприятий. Обычно гранты выделяются в два этапа: первый год - для начальной стадии работы и второй – для завершения работы, если результаты первого этапа удовлетворили заказчика. Разумеется, в процессе работы происходит значительный отсев предлагаемых идей, но, тем не менее, это, как показала практика, единственный разумный способ внедрения научных результатов. Следует, разумеется, отметить, что приведенная схема работает только в условиях наличия большого числа конкурирующих бизнесструктур и хорошего инвестиционного климата при отсутствии какого-либо административного или незаконного судебного воздействия.

Подробное описание программы SBIR можно найти на ее сайте: www.sbir.gov/ Несколько другой путь инноваций (правда значительно менее успешный, так как он более зарегулирован) избран в Европейском сообществе. В ЕС уже два десятилетия ведутся Рамочные Программы, которые призваны, во-первых, поддержать внедрение имеющихся научных результатов, а, во-вторых, увеличить число работающих в ЕС ученых. Дело в том, что аналитики Европейского Сообщества пришли к выводу, что в ЕС для обеспечения нормального уровня качества жизни не хватает около 700 тысяч ученых. Информация об этой программе приведена на сайте: http://ec.europa.eu /research/

 

Полянин Андрей Дмитриевич

Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН доктор физико-математических наук, профессор

 Организационные пути повышения эффективности деятельности РАН

 

1. Немалые деньги, выплачиваемые за звание членам РАН, постоянно вызывают стремление многих людей, не имеющих достаточно весомых научных достижений (но занимающих важные должности или имеющих высокопоставленных покровителей), проходить с помощью административных факторов в члены РАН. Поэтому следует устранить указанный меркантильный фактор. Для этого надо закрепить имеющиеся выплаты за звания уже существующим членам РАН (и индексировать эти выплаты в дальнейшем), а всем новым членам РАН, которые появятся в будущем, не платить за звание (как это принято в большинстве зарубежных АН).
 
2. В настоящее время на каждого выбранного члена-корреспондента РАН, как правило, приходится несколько не менее достойных докторов наук. Поэтому при обсуждении важных вопросов и принятии решений, касающихся деятельности отделений РАН, помимо членов РАН, должны принимать участие также и другие ученые. Такими учеными могут быть, например, доктора наук, имеющие более высокий индекс цитирования, чем средний индекс цитирования действительных членов РАН в данном отделении. Эти доктора наук должны также иметь право голосовать на выборах в РАН, если они сами не баллотируются. Такой подход позволит поднять средний индекс цитирования и авторитет членов РАН в России и за рубежом, а также в значительной мере устранит «заорганизованность» выборов (за что РАН многократно подвергалась критике).

Малецкий Станислав Игнатьевич

Институт цитологии и генетики СО РАН старший научный сотрудник кандидат биологических наук

Современная структура управления наукой, по моему мнению, не удовлетворяет современным реалиям. Причины такого положения в кратком виде рассмотрены в моих комментариях к реформе госакадемий.

Приложенные файлы:
Реформирование госакадеми

Драгавцев Виктор Александрович

Агрофизический институт РАСХН главный научный сотрудник

 Лучшие НИИ и лучшие академики РАСХН и РАМН должны войти в РАН после аудита комиссиями, в составе которых должны быть представители РАН, Минобрнауки и авторитетные зарубежные ученые. Не вписывающиеся в РАН НИИ РАСХН должны быть переданы МСХ РФ или краям и областям РФ. Не вошедшие в РАН институты РАМН целесообразно передать Минздраву.

Ставров Иван Валерьевич

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Должность: научный сотрудник

 Для более эффективной работы системы организации научной работы в вузах и Государственных академиях считаю необходимым следующее:

1. Ввести ограничения на занятие должностей директора (ректора), зав. структурными подразделениями (отдела, кафедры) не более, чем два срока (по пять лет).

2. Внедрить четкие критерии аттестации научно-педагогических работников и ввести систему личной ответственности руководителей (зав. подразделениями, директоров) за сдерживание ротации кадров (например, сотрудник соответствует более высокой должности, но руководитель отказывается перевести на нее работника без объяснения причин).

3. В связи с острой нехваткой ставок для молодых ученых предлагаю выходящим на пенсию сотрудникам сокращать объем ставки: лицам до 65 лет до 0,75 ставки, после 65 - до 0,5 - 0,25 ставки.

Веремейчик Андрей Сергеевич

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Должность: младший научный сотрудник

 Необходимо ставить вопрос об увеличении объёма финансирования региональных молодёжных грантов, а также оказывать содействие в решении жилищной проблемы молодых учёных (жилищные сертификаты, предоставление служебной квартиры, общежития).

 

  1  
Президент России Российская академия наук Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) Министерство образования и науки Российской Федерации Карта сайта