Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию планирует на очередном заседании в октябре-ноябре 2013 года рассмотреть вопрос «О совершенствовании организации фундаментальных исследований в Российской Федерации и повышении эффективности деятельности государственных академий наук».

В целях более полного учета мнений представителей научно-образовательного сообщества при подготовке данного заседания Совет приглашает заинтересованных лиц и организации высказать свою точку зрения по нижеперечисленным вопросам развития отечественной фундаментальной науки и деятельности государственных академий.

Наиболее конструктивные мнения и предложения будут размещены на сайте Совета для открытого обсуждения и учтены при подготовке информационно-аналитических материалов к предстоящему заседанию Совета. 

Интерактивный проект по изучению мнения научно-образовательного сообщества будет осуществляться до 10 сентября 2013 года.

Будем признательны за сотрудничество.

Президиум Совета при
Президенте Российской Федерации
по науке и образованию

6

Кадровое и материально-техническое обеспечение, приборная и экспериментальная база, имущество организаций фундаментальной науки.

Вернуться к списку

Пых Юрий Александрович

Центр ИНЭНКО РАН, должность - Директор, доктор физ.-матем.наук

Вопрос непонятен, поскольку все перечисленное, включая, в первую и основную очередь, высококвалифицированные кадры, необходимо для проведения фундаментальных научных исследований.

Калмыков Вячеслав Львович

Институт биофизики клетки РАН старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

 О необходимости срочной финансовой поддержки статей, принятых к публикации в журналах, входящих в базы Web of Science и в Scopus.

Просим предусмотреть возможность оперативной оплаты цветных иллюстраций и открытого доступа статей, принятых к печати в журналах из баз Web of Science и Scopus. Должен быть определен конкретный чиновник, к которому российский ученый мог бы обратиться за соответствующей оперативной поддержкой. Решение этой проблемы позволит улучшить имидж нашей страны и поднять престиж российской науки. Необходимо внести в законодательство о науке и уставы институтов положения об оплате цветных рисунков и свободного доступа для публикаций сотрудников в журналах, входящих в базы данных Web of Science и Scopus.

В майских указах Президента была поставлена задача по увеличению доли и импактности российских публикаций в ведущих международных журналах. Одним из инструментов повышения импактности национальных научных статей является обеспечение открытого доступа. Соответствующие меры были приняты правительствами и научными фондами наиболее р азвитых стран (http://www.elsevier.com/about/publishing-guidelines/policies/open-access-policies/funding-body-agreements).

Требование (как условие финансовой поддержки) обеспечения свободного доступа фигурирует и в проекте распоряжения Правительства России об увеличении доли российских публикаций в журналах, индексируемых в базе данных Web of Science - http://Минобрнауки.рф/документы/3119/ (срок исполнения – 2-3 кварталы 2013). Однако, мы не смогли найти возможность финансовой поддержки размещения нашей (уже принятой) статьи в свободном доступе. На уровне академических институтов это расценивае тся как нецелевые расходы, а из РФФИ и Минобрнауки никаких реакций на запросы о срочной финансовой поддержке публикации статьи не удалось получить вообще.


Приложенные файлы:
О срочной финансовой поддержке научной публикации стать

Гафуров Малик Магомедович

Дагестанский научный центр РАН Должность: зам. председателя

 Для обеспечения проведения исследований на уровне современных требований нужна соответствующая приборная база. В последние годы в стране создана сеть центров коллективного пользования (ЦКП) дорогостоящим научным оборудованием. Очень важно сохранить и развивать эту сеть ЦКП. Для этого необходимо наряду с конкурсным финансированием осуществлять и финансирование на постоянной основе для текущего содержания оборудования, приобретения запасных частей, расходных материалов и оплаты труда специалистов обслуживающих это оборудование. В отсутствии такого финансирования ЦКП трудно обеспечить эффективное функционирование дорогостоящего оборудования. Необходим также некий орган координирующий деятельность ЦКП, который обеспечивал бы взаимодействие между ЦКП в разных регионах, обмен информацией, новыми методами измерений, возможность регулировать потоки заявок от пользователей между ЦКП и.т.д. В целом необходим комплекс мер, в том числе регламентирующие правовой статус ЦКП, для их развития и эффективного функционирования.

Чичвархин Антон Юрьевич

ИБМ ДВО РАН Должность: с.н.с.

 Упразднить импортные пошлины и НДС для научного оборудования и реактивов, поставляемых в государственные научно-исследовательские и образовательные учреждения. Облегчить правила их импорта на территорию РФ. В виду того, что эти категории товаров приравнены к коммерческим товарам, их цена на российском рынке вырастает в полтора-два раза по сравнению с мировыми. То есть, с теми, по которым их покупают наши зарубежные коллеги. При этом, аналогов большинства реагентов и приборов в России не производится. В результате, при меньшем объеме финансирования проектов, мы имеем большую их себестоимость, что приводит к снижению потенциала российских ученых по сравнению с их иностранными коллегами. Формальные трудности при импорте расходных материалов и оборудования приводят к тому, что их легальным импортом в состоянии заниматься лишь крупные компании, как правило, эксклюзивные дистрибьюторы, при этом устанавливая весьма высокие цены по сравнению с зарубежными. Реализация данного предложения могла бы повысить эффективность финансирования исследовательских проектов на 30-100%, тем самым повысив конкурентоспособность отечественных научных коллективов.

Чичвархин Антон Юрьевич

ИБМ ДВО РАН Должность: с.н.с.

 Разрешить научным коллективам и институтам самостоятельно приобретать за рубежом оборудование и расходные материалы, а также услуги, необходимые для выполнения финансируемых государством исследовательских проектов. Разрешить использование для оплаты банковских карт. Многие материалы, необходимые для проведения исследований должны отвечать двум критичным требованиям: они должны быть свежими (при, как правило, коротких сроках хранения), и они должны поставляться быстро. И желательно, чтобы эти товары имели доступную цену. При поставках российскими коммерческими компаниями, сроки доставки товаров составляют от 2 до 8 месяцев, при этом условия хранения реагентов могут быть нарушены, что приводит к их утрате. В результате, проекты нередко оказываются под угрозой срыва - ведь за год работы по гранту следует закупить материалы, провести работу и отчитаться, а при сроках поставок, измеряемых месяцами, это становится невозможным. Выходом из этой ситуации могла бы стать возможность оперативных закупок материалов за рубежом у производителей и получением их экспресс-почтой с минимальными таможенными формальностями. Во многих случаях, исследовательским коллективам было бы эффективнее пользоваться услугами специализированных компаний, проводящих рутинные работы, связанные с научными исследованиями, чем закупать необходимые для этого реактивы на российском рынке, содержать штат обслуживающего его персонала.

Например, у нас стоимость реактивов для секвенирования одного образца ДНК методом Сэнгера составляет 250-400 рублей - без учета стоимости секвенатора и его обслуживания. Стоимость же услуги по секвенированию, предоставляемой зарубежными ком паниями составляет всего 120-150 рублей. Таким образом, за 5 лет работы нашего секвенатора, на покупку и обслуживание которого израсходовано порядка 5 млн. руб., и примерно столько же потрачено на реактивы (на которые денег у нас постоянно не хватает), мы могли бы купить за рубежом столько же услуг по секвенированию, сколько бы дала безостановочная эксплуатация нашего прибора в течение 7,5 лет! То есть, на эти деньги мы могли бы провести такой объем работ, который наш прибор никогда не выполнит до момента своего полного морального устаревания. Более того, мы и сами не смогли бы в течение 7 лет загрузить этот прибор таким объемом работы! Примерно таково же соотношение цен на прочие услуги - производство антител, секвенирование нового поколения, синтез генов, полипептидов, органических соединений, и прочие. При этом, отсутствуют затраты на покупку и обслуживание дорогостоящего оборудования, а работы выполняются профессионалами, а не наспех обученными сотрудниками "по совместительству", отсутствуют вынужденные простои оборудования.

Таким образом, реализация данного предложения смогла бы многократно повысить потенциал исследовательских коллективов, многократно повысив эффективность выделяемого государственного финансирования, сократив затраты сил и времени на выполнение рутинных работ, при этом повысив их качество. В настоящее же время, не менее половины выделяемых на науку государственных средств расходуется на формирование прибыли малоэффективных компаний-посредников и на возврат денег в бюджет в виде налогов с импорта.

Чичвархин Антон Юрьевич

ИБМ ДВО РАН Должность: с.н.с.

 Ограничить срок пребывания на руководящих должностях 10 годами. Ограничить максимальный возраст руководителя организаций и лабораторий 65 годами. Сложившаяся практика "пожизненности" занимаемых должностей директоров институтов, их заместителей и заведующих лабораторий приводит к формированию нездоровых отношений в коллективах и неэффективному распределению ресурсов. В такой ситуации, решающую роль в управлении коллективами и организациями начинают принимать не эффективность и целесообразность, а личные интересы и межличностные отношения, симпатии. Более того, наука теряет своих лучших специалистов, которые, навсегда уйдя в административную работу, не могут уделять достаточно внимания научным исследованиям. В то же время, перспективные (в том числе и молодые) сотрудники, не испытывающие явных симпатий руководителя института или лаборатории, либо их оппоненты, навсегда оказываются в невыгодных и неконкурентных условиях.

Ананьевский Михаил Сергеевич

ИПМаш РАН, СПбГУ Должность: с.н.с., доцент

 В России практически отсутствует элементная база. Купить обычные инженерные запчасти (моторчики, датчики, сенсоры...) крайне сложно, и, в основном, только "под заказ" из-за границы и со 100% наценкой. Хорошо, если производитель может продавать частному лицу в России, тогда можно оплатить это из своей зарплаты и через пару месяцев (спасибо почте России) получить запчасть, но если он осуществляет доставку только юридическим лицам в Россию, то придется готовить еще 9 документов для таможни и 20%+ от стоимости для таможенных пошлин. Причем это требуется для получения самых обычных бытовых вещей. В итоге Россия оказалась в изоляции, причем не по внешним причинам, а по внутренним бюрократическим. Обычно эта проблема решается так: мы просим своих коллег за рубежом купить нужные штуки, а потом, при случае, передать нам. Без решения этой проблемы никакой нормальной приборной и экспериментальной базы создаваться не будет.

 

  1  
Президент России Российская академия наук Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) Министерство образования и науки Российской Федерации Карта сайта