Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию планирует на очередном заседании в октябре-ноябре 2013 года рассмотреть вопрос «О совершенствовании организации фундаментальных исследований в Российской Федерации и повышении эффективности деятельности государственных академий наук».

В целях более полного учета мнений представителей научно-образовательного сообщества при подготовке данного заседания Совет приглашает заинтересованных лиц и организации высказать свою точку зрения по нижеперечисленным вопросам развития отечественной фундаментальной науки и деятельности государственных академий.

Наиболее конструктивные мнения и предложения будут размещены на сайте Совета для открытого обсуждения и учтены при подготовке информационно-аналитических материалов к предстоящему заседанию Совета. 

Интерактивный проект по изучению мнения научно-образовательного сообщества будет осуществляться до 10 сентября 2013 года.

Будем признательны за сотрудничество.

Президиум Совета при
Президенте Российской Федерации
по науке и образованию

8

Внести предложение по новой теме обсуждения

Вернуться к списку

Андрющенко Сергей Анатольевич

Институт аграрных проблем РАН , зав.лаб.

Предлагаю тему следующего заседания – Организация венчурного финансирования развития производства продукции для АПК. Актуальность темы определяется растущей зависимостью российского АПК от поставок по импорту высокотехнологичной продукции: сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой промышленности, средств защиты растений, семян технических культур и т.п. Самый банальный пример с доильными роботами - через 5-10 лет они получат широкое распространение в России, при этом товарное производство молока окажется в полной зависимости от импорта оборудования, если не будет налажено отечественное производство.

К настоящему времени Правительством РФ сделало первый шаг к венчурному финансированию развития производства продукции для АПК: готовиться наделение Россельхозбанка функциями института развития. Но необходим ряд и других шагов по налаживанию взаимодействия науки, государства и бизнеса. Цель предлагаемого заседания Комиссии – подготовка поручений Россельхозбанку, РАН, РСХА, Министерству экономического развития РФ, Министерству промышленности РФ и др. по участию в разработке программы деятельности Россельхозбанка как института развития с целью достижения сбалансированности импорта и внутреннего производства наукоемкой продукции, применяемой в агропромышленном комплексе.

Еще одно замечание, касающееся организации научных исследований. В недавнем интервью телеканалу Russian Today Председатель правительства Д.А.Медведев удивился низкому качеству долгосрочных прогнозов, разрабатываемых американскими аналитиками. Имея опыт стажировки в США, могу предположить, что эти прогнозы разрабатывались по грантам консультационными фирмачками, множество которых кормится около Госдепартамента США. Причина недостоверности прогнозов состоит в том, что для оценки динамики долгосрочных процессов нужны не разовые работники, а коллективы с большим багажом накопленных знаний и высокой культурой работы. Гранты сами по себе нужны, если они не заменяют долгосрочные исследования, а дополняют их. Работа по разовым грантам, как правило, дает результаты, если базируется на фундаментальных многолетних исследованиях, проводимых устойчивыми, целеустремленными коллективами, такими как существующие институты РАН.

 

Полянин Андрей Дмитриевич

ИПМех РАН, доктор физико-математических наук

Считаю, что на стр. http://www.interactive.snto.ru не хватает очень важной темы: "Пути улучшения выборов в РАН, и повышение авторитета членов РАН в России и за рубежом".

Расулов Алексей Валерьевич

г. Курск, Должность: инженер

Пишу вам неоднократно по поводу холодного ядерного синтеза, прошу проявить заинтересованность к данной технологии, так как она опубликована уже в перечне ВАК журнале "Энергетик" в мае 2013 года http://www.energetik.energy-journals.ru/content/2013/5-2013/ , то есть редколлегия данного журнала согласна с данной технологией. Почему бы государству не построить альтернативный источник энергии с некоторой сингулярностью?

С уважением, Расулов А.В.

 

Калита Василий Иванович

ИМЕТ РАН, зав. лаб., д.т.н.

Решил поделиться с Вами и мнением о федеральном Законе о Российской академии наук, который несколько раз прочитал. Особенно заинтересовала меня Статья 7 «Цели деятельности…» В первом пункте написано: «Развитие фундаментальных и поисковых научных исследований…» А ведь надо было написать не развитие, а выполнение. Далее статья 8. Задачи и функции… Допустим, ошиблись с формулировкой цели в статье 7, но задачи по выполнению исследований и разработок надо было раскрыть. Но опять нет. Долго и нудно в статье 8 пишут о «предложениях» и «экспертизе». Можно ли быть экспертом, не выполняя исследования и разработки? Почему в «Законе» не написать о новых механизмах, которые могут заставить ученых работать более эффективно, заинтересовать ученых? Приватизация нашла стимул для промышленников, отдав им общенародную собственность (заводы, фабрики). Хозяин, конечно, нужен, а ученый у нас с Вами за время перестройки остался в стороне, почему? Что же это за Закон, который не рассматривает то, о чем я Вам пишу? Надо все-таки обнародовать фамилии тех, кто писал этот закон, поскольку он равносилен приговору к смертной казни Науки России. Очевидно «Закон» писал юрист с подсказки политически мотивированного чиновника. Допустим, руководство нынешней РАН делает что-то плохо, но ведь государство может заставить работать РАН как надо, деньги-то получаем от государства. Но если чиновники хотят сами руководить наукой, то из этого ничего не выйдет, это самая сложная деятельность.

Понять можно все. Допустим, кризис мировой, и у нашего государства нет того объема средств, что сейчас идет на науку. В этом случае можно было Президенту России объявить: Отечество в опасности! И россияне все бы поняли, и ученые не возмущались бы.

Немного отвлеку Вас от грустных мыслей. В древности, при движении римских войск в Египте, полководец при появлении неприятеля приказывал: «Ослов и ученых в центр войска!». Их видимо считали самым ценным и уязвимым. Если сейчас не заботиться об ученых и науке, то, что останется в центе войска? Отгадайте, пожалуйста, мою загадку.

Неделю был на отдыхе и смотрел передачу о встрече Владимира Владимировича Путина с ребятами на Селигере. Владимир Владимирович сказал, что мы все вместе должны обозначать проблемы и решать их. Хорошие слова. И сказал, что большая проблема это коррупция. Вот я и предлагаю, что когда промышленники и другие состоятельные люди обращаются к чиновникам, то их просьбы надо оформлять официально как дополнительную работу для чиновников через хозяйственные договора, где будет четко написано: что получит государство, а что получит чиновник. Смотрел, как-то передачу про дореволюционных чиновников, ведь вопрос «кормления» на должности известен давно, его надо переводить в цивилизованные рамки и не смотреть на Запад, копируя его худшие стороны. И глубокоуважаемый Владимир Владимирович Путин предлагает вместе обозначать проблемы и решать их, то надо сделать специальный сайт, куда можно подавать предложения и где бы государство обозначало свои больные вопросы. В Московском Кремле, при царе батюшке из окна из зданий спускали ящик, куда народ мог положить свою челобитную. В народе была, правда, поговорка, «положить в долгий ящик».

С глубоким уважением,
Василий Иванович Калита.

 

Шамонина Ольга Петровна

по специальности социолог, окончила аспирантуру

 Предлагаю создать интеллектуальное пространство России (интернет-площадку российской фундаментальной науки) для исследователей, независимо от их учёной степени и звания, места работы и нахождения, для фрилансеров и специалистов по удалённой работе, с выделением следующих разделов: - приоритетные направления научных исследований (утверждённые на уровне госорганов и предложения-заявки от учёных, научных коллективов); - электронный журнал «Российская фундаментальная наука», придание статуса национального российского издания, введение в систему цитируемости наравне с зарубежными научными журналами (поднять авторитет и интерес среди западных учёных публиковать результаты своих исследований на русском языке); - открытый рейтинг российских учёных (балльная шкала по принципу системы ПРНД: публикации, участие в конференциях, защиты, цитируемость, преподавание и т.д.), что позволит составить реальную картину ранжирования научного сообщества; - электронная энциклопедия российской фундаментальной науки (история и настоящее); - открытую площадку (по типу создания блога) для организации и проведения интернет-конференций, круглых столов с последующей публикацией материалов на СД и придание им статуса сборника научных трудов; - научный потенциал: база данных учёных по сферам науки, база резюме и вакансий, проведение конкурсов на открытые вакансии; - личные странички учёных – самопрезентация (личный кабинет, переписка, подача заявок); - электронная библиотека (с выходом на журналы и сайты других библиотек); - авторское право и система антиплагиат; - временные трудовые коллективы по выполнению проектов или отдельных видов работ по научным проектам (по принципу электронных торгов); - работа по научным проектам для удалённых специалистов (фрилансеры, домашний офис); - мобильному учёному: проведение мастер-класса, курса лекций или практических занятий в рамках научно-педагогической деятельности, повышения квалификации, обмена опытом; - цитируемость (счётчик цитирования – сбор данных из разных источников, в.т.ч. от самих авторов с указанием ссылки, где цитируют); - гранты (в т.ч. для физических лиц, независимых исследователей); - заказы на научные разработки (заявки промышленных предприятий, госорганов, отдельных государственных и негосударственных организаций на выполнение научно-исследовательских работ); в т.ч. разработку курсов лекций и практических занятий, написание учебников; - новые направления в науке, новые научные школы; методологические инновации и альтернативные виды обучения; - научно-преподавательская работа (курсы лекций и семинаров, методики обучения и консультации, в.т.ч. онлайн; работа со студентами и аспирантами); - курс молодого «бойца»: для тех, кто хочет стать учёным (профориентация, знакомство с профессией учёного, полезные советы, специальная литература); - аспирантура и докторантура (обзор дисс.советов, правила обучения, перечень документов и экзаменов, требования, поиск научных руководителей, оппонентов), в т.ч. мобильный аспирант и мобильный докторант; - открытия, изобретения, патентная деятельность (законодательство и агентства); - научный документооборот (шаблоны, требования к оформлению и правила ведения, ГОСТы); - анонсы событий: проходящие конференции, обучающие курсы, повышение квалификации, мероприятия разного уровня, подписка на новости; - форум для обсуждения текущих проблем и планов в перспективе.

Ефимова Алла Вячеславовна

АНО "Центр семейного консультирования "Астра", должность: директор

 Оплачивать хорошие идеи и присваивать авторство. Начать с этого реализацию закона об авторском праве.

 

Цвентух Михаил Михайлович

Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН Должность: н.с.

 Ввести "мораторий" на радикальные изменения в научной и образовательной сферах. Требовать у МОН продумывать и обосновывать реформы, а также обязательно получать их одобрение у экспертного сообщества.

Кошель Константин Валентинович

ТОИ ДВО РАН Должность: зав лаб

 Проблемы фундаментального образования – главная проблема перспективного развития фундаментальной науки. Я не могу взять аспиранта, когда брал – защищались досрочно и сейчас по цитируемости, количеству статей и Хирш-индексу превосходят многих коллег. Верить на слово не нужно: проведите опрос ведущих ученых. Если осознается наличие проблемы, то следует провести аттестацию аспирантов (возможно выборочную), чтобы осознать глубину падения. Например, по всем специальностям, предполагающим защиту по физико-математическим направлениям, независимая комиссия (преподаватели физтеха МГУ) проводит письменный экзамен по базовым дисциплинам. 1. Тригонометрия, Логарифмические уравнения или неравенства, анализ, аналитическая геометрия, дифференциальные уравнения, narg и тп, порядка 10 задач. Не удивляйтесь, что я предлагаю включить тригонометрию (пожалуй, и дроби), я опираюсь на опыт. Уровень достаточно стандартный, например по дифуравнениям, две три задачи, среднего уровня из задачника Филиппова. Уверен, что по результатам такого тестирования, будет осознана глубина падения (уж не говорю про жуткое снижение требований при поступлении в аспирантуру). Теперь о причинах. 1. И главное!!! Школа. Объем математики, физики, астрономии и т.д. в школе резко сократился. Всем и не нужен высокий уровень таких базовых дисциплин. Нужно развивать систему специализированных школ. Например, в Англии, есть частные и т.п. школы, в США школы очень большие и в них есть специализированные классы и т. д. Я считаю, что систему специализированных естественнонаучных школ нужно подчинить отдельному агентству с жестким привлечением академий. Обеспечить финансирование, т. е. особую привлекательность для учителей и некоторые возможности, типа школьных автобусов. Последнее очень важно, нет возможности и необходимости создать даже в каждом районе, скажем такого города, как Владивосток, такой школы, но нужно обеспечить относительно комфортный уровень обучения в такой школе (ехать в школу зимой два часа в давке из отдаленного района?). Разрабатывать идею создания независимой системы (и «отгонять пулеметами» жен высоких чиновников от управления такой системой) можно подробно и обстоятельно - идея ясна. Отдача будет в перспективе 10-20 лет не раньше, но альтернатива резкое, катастрофическое падение уровня фундаментальных исследований, просто в силу вымирания моего и некоторого количества более молодых поколений. 2. Возможно следствие первого. Катастрофическое падение уровня подготовки студентов физмат направлений в периферийных вузах (ну как минимум ДВФУ - это просто катастрофа, был средненький политехнический и средненький университет, теперь есть ужасное незнамо что). Тут я не знаю, что делать, ну, для начала, скажем, провести выборочное тестирование лучших студентов, примерно по приведенной для аспирантов схеме, чтобы осознать глубину проблемы.

  1  
Президент России Российская академия наук Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) Министерство образования и науки Российской Федерации Карта сайта